В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В период с 2011 по 2020 годы будет происходить постепенный переход всех школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
С 1 сентября 2011 года по новым стандартам учатся все первоклассники. А родители будущих школьников задаются вопросами: какую программу обучения выбрать, как подготовить ребенка к школе и многими другими, ответить на них поможет методист МКОУ «Информационно-методический центр» Нина Русакова.
— Нина Васильевна, поясните, пожалуйста, что такое УМК?
— УМК – это учебно-методический комплекс, который включает учебники по всем предметам, принадлежащие к завершенной предметной линии (например, математика одного автора должна быть разработана на все четыре класса, электронное приложение к учебнику, методическое пособие для учителя, учебные программы, учебные пособия).
— Есть ли существенные различия между УМК? В чем они состоят?
— Да, есть. Прежде всего, содержание образования. Одни УМК имеют классический подход к определению содержания образования и имеют больше заданий базового уровня. Другие – являются развивающими, в которых обучение строится на высоком уровне трудности. Данные УМК содержат помимо заданий базового уровня большое количество заданий повышенного уровня, что позволяет создавать оптимальные условия для развития каждого ребенка в зависимости от уровня его развития.
— Кто диктует выбор УМК для школы, класса?
— В соответствии с законом «Об образовании в РФ» образовательное учреждение само определяет содержание образования и несет ответственность за его реализацию в полном объеме. Выбор УМК для класса диктует подготовка учителя и подбор класса.
— Каков рейтинг УМК в Луховицком районе?
В нашем районе рейтинг УМК таков:
- «Школа России» — классический вариант – 42%
- «Система Занкова» — развивающее обучение – 25%
- «Планета знаний» — классический вариант – 22%
- «Школа XXI века» — развивающее обучение – 6%
- «Перспектива» — развивающее обучение – 3 %
- «Система 2100» — развивающее обучение – 2 %
— Если ребенок переезжает в другой город или меняет школу, сможет ли он безболезненно перейти на УМК, выбранный в новой школе?
— Переход, например, от УМК «Школа России» к «Системе Занкова», конечно, потребует большого напряжения и сил, как со стороны ребенка, так и со стороны родителей. Легче будет адаптироваться ребенку коммуникативному, который легко находит общий язык с одноклассниками, креативно мыслит, интеллектуально развит. Сложность может состоять не только в содержании образования, но и во времени изучения тем. Тем не менее, базовый уровень знаний должна обеспечить любая система учебников.
— Расскажите, пожалуйста, о ФГОС начального общего образования.
— Особенностью стандартов второго поколения является предъявляемые требования к личностным и метапредметным результатам, т.е. требования к сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, обеспечивает способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
— Каких результатов нужно ждать в конце первого класса при проведении комплексных «срезовых» работ?
— На протяжении трех лет Министерство образования Московской области отслеживало, как работают стандарты, путем проведения комплексных «срезовых» работ. Они содержат задания базового уровня (ученик научится) и повышенного уровня (ученик получит возможность научиться) и включает задания по русскому языку, математике, окружающему миру. Данная работа проверяет не только предметные результаты, но и сформированности у учеников универсальных учебных действий.
— Должны ли дети уметь читать, писать, считать при поступлении в первый класс?
— Конечно, это неплохо. Но гораздо важнее знать, что ребенок седьмого года жизни должен иметь хороший словарный запас (3,5-7 тыс. слов), уметь правильно произносить все звуки родного языка и производить простейший звуковой анализ слов. Он способен характеризовать пространственные отношения предметов (справа – слева, над – под, сверху – снизу и др.), различать пространственное расположение фигур. Он различает геометрические фигуры, выделяет их в предметах окружающего мира, классифицирует фигуры по форме, размеру, цвету; различает буквы и цифры, написанные разным шрифтом; может достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей. Ребенок этого возраста может активно заниматься чтением (письмом, беседой и т.д.), но не более 10-12 минут. Еще очень важно, если ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью, умеет спорить, не ссорясь и не обижаясь.
Учитесь вместе с ребенком! Не забывайте, что вы, уважаемые родители, тоже были детьми. Почаще ставьте себя на место своего ребенка, тогда легче будет понять его.
Сейчас прекрасная летняя пора, пусть ваши дети хорошо отдохнут перед новым учебным годом! Удачи вам и вашим детям!
Беседовала Ольга ГУСЕВА
Фото автора