В российском образовании реформы идут постоянно: не успеют завершиться одни, как на подходе уже следующие. Вот и в настоящее время – введение федеральных государственных образовательных стандартов не только в школах, но и в детских садах. Введены платные услуги. А еще проблемы в детских садах, в учреждениях дополнительного образования…
Мы побеседовали с начальником Управления системой образования администрации Луховицкого муниципального района Натальей Натёсовой о том, как обстоят дела в одной из самых ответственных отраслей – в образовании в районе.
– Наталья Викторовна, Вы недавно стали начальником Управления системой образования. Расскажите немного о себе.
– Я окончила Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского по специальности учитель биологии. Работала в школе, потом – на государственной гражданской службе. Перед тем, как возглавить Управление системой образования, работала в Луховицкой СОШ № 2 учителем биологии.
– Проблем в школах много. Вот, например, занятость детей после уроков. Есть ли возможность определить ребенка в группу продленного дня?
– В муниципальных общеобразовательных учреждениях функционируют 47 групп продленного дня, из них 37 – для учащихся 1-4 классов. 1235 человек (947 – учащиеся начальных классов) занимаются в ГПД. Поскольку группы продленного дня открываются по запросу (письменному заявлению родителей (законных представителей), охват составляет 100 %.
– Кстати, недавно к нам обратилась мама будущего первоклассника, которая на родительском собрании в ЛСОШ № 1 услышала о том, что там закрыли группы продленного дня. Она беспокоится: будут ли в следующем учебном году ГПД, и сможет ли ее ребенок после уроков ее посещать?
– Хочу уверить родителей, что на данный момент в школе функционируют две ГПД, которые также предполагается организовать и в следующем учебном году. При необходимости возможно открытие дополнительной группы продленного дня.
– Во всех ли школах дети получают полноценный обед? Кто из учащихся имеет право на льготы, и из каких бюджетов?
– Во всех школах организовано горячее питание. Дети получают полноценные завтраки, обеды, полдники. За питание детей несет ответственность директор образовательного учреждения. На основании постановления администрации Луховицкого муниципального района от 21.08.2012 г. №2508 установлена частичная компенсация в виде дотации отдельным категориям обучающихся.
– Сначала в школах, а теперь уже и в детских садах ввели федеральные государственные образовательные стандарты. Как считаете, разумно ли малышей, особенно первоклассников, держать в школе до 14.00 часов, не предоставляя им возможности отдохнуть?
– Скорее всего, речь идет о внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью учебного плана, выполнение его обязательно. В процессе занятий обязательно проводятся динамические паузы и перемены, на которых дети получают разгрузку.
– Хватает ли времени детям после таких нагрузок посещать еще и музыкальные и спортивные школы, центры развития? Ведь они привязаны к работе в общеобразовательных школах?
– 83% всех учащихся занимаются в объединениях дополнительного образования в школах (кружки, секции) и учреждениях дополнительного образования детей. Значит, сил и времени у ребят хватает. Это позволяет им развиваться духовно, это воспитывает общую культуру, силу духа, терпение. Особые слова благодарности – родителям, которые поддерживают своих детей.
– Наталья Викторовна, какова средняя зарплата учителей? Из чего она состоит?
– Средняя заработная плата педагогов за 2014 год составила 37910 рублей. С учителями заключены эффективные трудовые договора. Средняя зарплата состоит из оклада, надбавок, не входящих в основной круг должностных обязанностей, и стимулирующих выплат.
Выплаты производятся на основании разработанных и принятых положений об оплате труда работников муниципальных учреждений Луховицкого района.
– В прошлом году открылся новый детский сад на 220 мест. Решилась ли проблема очередей в детские сады?
– С 1 июля 2013 года начала функционировать Единая информационная система «Зачисление в ДОУ» по Московской области. Согласно этой системе направление в дошкольные образовательные учреждения выдается в соответствии с электронной очередью.
Чтобы рассчитать предельную наполняемость групп, надо исходить из площади игровой комнаты (СанПин 2.4.1.3049-13): на 1 ребенка должно приходиться 2,5 квадратных метра. То есть, если площадь игровой комнаты 60 кв. м, то в группе должно быть 24 ребенка.
Существует проблема наполняемости групп. Поэтому разработана «дорожная карта» по строительству нового детского сада на 210 мест, ввод которого запланирован на IV квартал 2015 года. Думаем, что с его открытием проблема нехватки мест будет решена.
– Школа – живой организм. Постоянно в ней происходят изменения. Что нового введено в школах района?
– В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы в трех общеобразовательных учреждениях – Выкопанская СОШ, гимназия № 10 и Луховицкая СОШ № 9 созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. Для дистанционного обучения детям предоставлено электронное оборудование, проведен Интернет, обучены педагоги и родители. Для удобства в школах оборудованы кабинеты для работы в режиме онлайн, установлена программа «Скайп». Оплату за пользование Интернетом производит школа.
– В школах прошли диагностические тестирования. Для чего они нужны? Сколько учеников приняло в них участие?
– Ежегодно учащиеся 11-х классов проходят платное диагностическое тестирование исключительно на добровольной основе. Цель тестирования – апробация процедуры проведения Единого государственного экзамена, психологическая подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации, анализ результатов экзаменов учителями-предметниками.
В 2014-2015 учебном году будущие выпускники приняли участие в четырех экзаменах (диагностических тестированиях): математика (базовый уровень) – 17 человек из 5 школ; русский язык – 164 человека из 11 школ; математика (профильный уровень) – 140 человек из 11 школ; обществознание – 60 человек из 7 школ.
– Сейчас проходят различные этапы олимпиад. Расскажите об этом поподробнее.
– Основной целью олимпиад является выявление и развитие интеллектуальных и познавательных способностей обучающихся, глубины их знаний по предметам. В этом учебном году в олимпиадах приняли участие 679 школьников, что составило 20% от общего количества обучающихся 5-11 классов, победителей – 39 человек, призеров – 62 человека. Ежегодно по итогам муниципального этапа олимпиады составляется рейтинг образовательных учреждений. Наибольшее количество победителей и призеров предметных олимпиад у обучающихся пяти школ района: гимназия № 10, ЛСОШ № 1, ЛСОШ № 2, Краснопоймская СОШ, лицей и ЛСОШ № 9. Пройдя четыре этапа олимпиад: школьный, муниципальный, региональный и заключительный этап Всероссийской олимпиады, победители и призеры имеют право на поступление без экзаменов в любой вуз страны по профилю. Конечно, чтобы подготовить достойного участника олимпиады, приходится приложить немало сил и времени, что позволяет каждому учителю оценить результаты своей работы, найти пути для преодоления трудностей и недостатков, создать позитивный настройдля дальнейшего сотрудничества и общения.
– Профессия учителя – самая мирная и самая важная – это непреложная истина. Но в то же время и самая сложная. Престиж профессии упал. Что нужно сделать, чтобы изменить это положение и помочь учителю вернуть прежнее уважение в обществе?
– Многое зависит от самих учителей, от их осознания важности своей профессии. В прошедшем учебном году во всех образовательных учреждениях был принят кодекс профессиональной этики педагогических работников, целью которого является установление этических норм и правил поведения педагогических работников. В каждом образовательном учреждении прошли обсуждения этого документа и его принятие. Думаю, это в какой-то мере поможет учителям вернуть уважение к себе и своей профессии.
Беседовала Ольга ГУСЕВА
Фото Фары Тилявовой