Подмосковное село Дединово – родина российского флага

Подмосковное село Дединово – родина российского флага

Главными символами любого государства, вне всякого сомнения, являются герб, гимн и флаг. Они отражают историю страны и связывают ее прошлое с настоящим. Об истории флага России читайте в материале корреспондента Луховицкого информагентства.

О флагах и знаменах Руси

До второй половины XVII века в России не было флагов. По сохранившимся изображениям, миниатюрам известны стяги древнерусских полков. После крещения Руси в 988 году их называли священными. Лики Спасителя, Богородицы, святых изображали на боевых стягах огромных размеров; перед ними, освященными как иконы, совершали молебны русские воины. В литературе описаны стяги Дмитрия Донского на Куликовом поле. Древнейшие дошедшие до наших времен русские знамена относятся к XVI веку. Среди них — знамя Ивана Грозного времен Казанского похода, знамя Ермака.

Первое отечественное адмиралтейство

«Оку не принято называть великой, хотя именно такой она была для молодого Московского государства, став главнейшей коммуникацией нарождавшегося единого российского рынка», — отмечают в книге «Дединово – село морское» ее авторы – ученые историки, краеведы Андрей Шаблин и Сергей Кочетков.

Дединово, подчеркивают они, по праву удостоилось чести быть «первым отечественным адмиралтейством» – родиной первенца российского военно-морского флота – фрегата «Орел».

История первой русской государственной судоверфи началась с указа царя Алексея Михайловича – отца будущего императора российского Петра I.

«1667 года июня в 19-й день великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великие и Малые и Белые России самодержец, указал, для посылок из Астрахани на Хвалынское море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове…», — отмечается в издании «Приказные дела старых лет» (Российский государственный архив, дело об «Орле»).

Музей в Дединово

В декабре 1667 года царь утвердил указ «О титуле царском и о государственной печати». Этот указ стал первым постановлением российского законодательства о форме и значении государственного герба – «орла двоеглавого». А затем последовал еще один царский указ о присвоении фрегату названия «Орел» в честь русского государственного герба. В документе было указано, что кораблю «велено прозвание дать Орлом», а капитану отдали приказ – поставить на носу и корме по фигурке орла, а на знаменах и еловчиках – нашивать изображения орлов.

Основная масса материалов о деятельности Дединовской судоверфи сегодня собрана в трех больших делах (от 160 до 220 листов каждое), которые хранятся в фондах Российского Государственного архива древних актов. Ученым пришлось немало потрудиться, отыскивая в документах подтверждения истинности тех событий и хронологии.

Поднятие флага

Голландец Давид Бутлер, руководивший постройкой корабля, обратился к государю с тем, что необходимо поднять корабельный флаг, так как это принято по обычаю государств, имеющих флот. Царю Алексею Михайловичу в марте 1667 года была подана «роспись», что еще надобно к корабельному строению, помимо уже заказанных и доставленных материалов.

Музей в Дединово

«63 аршин киндяку на знамя, на среднее большое дерево, 108 аршин киндяку на знамя, что живет на корме, 30 аршин киндяку на знамя, на переднее лежачее дерево, что на носу, 42 аршин киндяку на долгое узкое знамя. А цветами те же киндяки как великий государь укажет…», – указано в издании Археографической комиссии (Дополнение к актам историческим, т.5, СПб, 1853).

Обращаясь к истории, нужно вспомнить, что знамена появились еще в древнем мире и имели, прежде всего, военное значение. Они помогали определить расположение на поле боя отдельных частей, отличить своего от чужого. Флаги в современном понятии обязаны своим появлением развитию мореплавания в Европе и по морскому закону, знамена определяли государственную принадлежность корабля. Флаг на судне не только позволял определить страну собственника судна, но и защищал корабль как часть государственной территории. По международному закону судно без флага – это пиратский корабль.

«Необходимость вывешивать знамена на русских кораблях ранее не возникала именно потому, что на внутренних водных коммуникациях таких опознавательных знаков не требовалось», – пояснил историк-краевед Сергей Кочетков.

Для изготовления флагов 9 апреля 1667 года царским Сибирским приказом было «…велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и еловчики» (изд. Археографической комиссии, Дополнение к актам историческим, т.5, СПб, 1853). Однако вышла проволочка, судно не было доведено до ума, и в 1668 году «Орел» зимовал на судоверфи в Дединове. В марте 1669 года Давид Бутлер и астраханец Иван Савельев принимали построенный корабль, признали его годным для хождения по Хвалынскому морю. И тогда оперативно было решено и о флаге.

Фрагмент стелы, посвященной спуску на воду фрегата «Орел», село Дединово.

Из сохранившихся документов следует: «23 апреля была послана «память в Новгородскую четь, и велено за 30 киндяков добрых, которые взяты на корабль и на яхту на знамена и еловчики, гостю Дмитрию Денисову дать 30 рублев, по рублю за киндяк, и киндяки капитану отданы с роспискою» (изд. Археографической комиссии, дополнение к актам историческим т.5, СПб, 1853 г).

7 мая 1669 года «Орел», яхта, бот, шняки и струги сопровождения вышли из Дединова. «Орлом» командовал Давид Бутлер, яхтой – Ламберт Гельт. Об отбытии флотилии можно прочитать в книге Яна Стрейса «Три примечательных и крайне бедственных путешествий по Италии, Греции, Лифляндии, Московии, Тартарии, Мидии, Персии, Ост-Индии…».

«За небольшой отрезок времени существования дединовской судоверфи с 1667 по март 1670 года здесь были построены еще несколько морских судов. Предназначение флотилии было в первую очередь для защиты торговых судов на Волге и Каспийском море», – написано в книге «Дединово – село морское».

Этот период стал очень важным – знаковым для государства в плане становления российской символики герба отечества и флага – своего рода точкой отсчета нового периода в жизни страны. Впервые русское судно получило название, впервые государственный герб стал использоваться не просто как печать на документах, подтверждающих волю царя, а как символ государственной власти. И, наконец, впервые, на российском корабле был поднят государственный флаг.

Спорный вопрос

Большинство авторитетных ученых сегодня не сомневаются в том, что государственный флаг впервые был поднят именно на первом русском военном корабле «Орел» в Дединово. Однако честь и право называться Родиной российского триколора, оспаривают нижегородцы. Краеведы Нижнего Новгорода считают, что флаг на «Орле» был пошит и водружен в их городе.

Однако, основываясь исключительно на материалах старинных документов, историк Сергей Кочетков считает это мнение ошибочным. Он уверен, фрегат «Орел» пришел в Нижний Новгород уже под флагом, там была произведена передача государева имущества и принят отчет о потраченных деньгах.

«Сохранились старые записи Якова Полуехтова о нижегородской приемке корабля, как боевой единицы. Это своего рода бухгалтерский отчет об организации строительства корабля и о потраченных деньгах. В «отчете о добре» были перечислены: закупленная оснастка, якоря, инструменты, кормовые огни. Также в документе есть перечень работ, произведенных нижегородцами. Например, есть упоминание о пошиве из парусного полотна. Однако среди работ, которые произвели в Нижнем Новгороде, упоминаний о пошиве знамен не было», — пояснил Кочетков.

Музей в Дединово

Работая с архивными документами, краевед Виктор Майборода обнаружил, что капитан Давид Бутлер привез в 1669 году в Посольский приказ «Корабельного строя письмо», которое было затем переведено на русский. В документе было 34 артикульных статьи об организации службы на корабле в мирное и военное время.

«Голландия была признанной морской державой, с грамотным ведением дел, соблюдением морских законов. Бутлер, знаток морского устава, просто не мог выйти на корабле без опознавательного флага государства, положенного по закону. За основу важнейшего для военно-морского флота России документа было «Корабельного строя письмо». Так что, кроме всего прочего, Дединово – это и родина корабельного устава отечественного военно-морского флота», – уверен Майборода

Каким был флаг на «Орле»

Ученые долго не могли прийти к единому мнению, о том, каков был первый флаг, поднятый на «Орле».

По одной из версий, на полотнище – синий крест и бело-красные поля, расположенные в шахматном порядке. Именно с таким флагом изображали по своей фантазии художники на некоторых гравюрах и картинах дединовского «прадедушку» российского флота, как например, художник В. Овчинников.

Картина, написанная В. Овчинниковым.

По другой, более распространенной гипотезе, на основе образца одного из петровских флагов, сохранившихся до наших дней, флаг был другой – посередине бело-сине-красного полотнища был вшит желтый орел, на груди которого – красный щит с изображением святого Георгия на белом коне.

Историк Сергей Кочетков находит подтверждение этой гипотезы в архивных материалах: «О том, что на «Орле» было поднято именно такое знамя, можно прочитать в приложении к протоколу заседания Особого совещания от 12 марта 1911 года». Предположение о флаге с двуглавым орлом, помещенным на полосное бело-сине-красное полотнище поддерживают многие авторитетные ученые, например д.и.н., главный научный сотрудник Института российской истории РАН Надежда Соболева.

«На флаге, поднятом на «Орле», не было синего креста и красивую гипотезу обоснования этого, на мой взгляд, предложил д.и.н. Владимир Артамонов (Институт Российской истории РАН)», – рассказывает Сергей Кочетков. – «В Азовском походе крест на флаге нес вполне определенный смысл – олицетворял поход православного государя против басурман. «Крестоносного» военного похода на Каспий не предусматривалось, «Орел» ушел в Хвалынское море по коммерческому проекту».

Также на гравюре с рисунка очевидца тех событий, парусного мастера Яна Стрейса никакого креста на флаге не было, а явно просматриваются три полосы.

Копия гравюры, переданная в дар Дединовскому музею из посольства Королевства Нидерландов советником по культуре Тименом Коувенааром.

Бело-сине-красный символ России

Рождение российского флага неразрывно связано с флотом, с первым военным кораблем «Орел». Известно, что царь Алексей Михайлович велел отправить на корабль «Орел» материю белого, синего и красного цветов. Выбор был, вероятно, предопределен русскими традициями и связан с наиболее распространенными цветами знамен московского войска – малиновыми, алыми, белыми, лазоревыми. Эти цвета были наиболее любимыми и предпочтительными у русского народа. Красный цвет символизировал отвагу и героизм, самопожертвование. Синий – небо, целомудрие, верность и духовность. Белый – цвет чистоты, правды и благородства.

Петр I хорошо знал о начинаниях своего отца и сначала во многом копировал царя Алексея Михайловича. Трехполосный бело-сине-красный флаг использовался и на торговых, и на военных судах. Затем по указанию императора Петра I на военных кораблях с 1712 года было учреждено белое «морское знамя» с косым (андреевским) синим крестом, которое с тех пор является военно-морским флагом. Историки считают, что появление этого флага связано и с учреждением в 1699 году первого российского ордена – ордена св. Андрея Первозванного. Кстати, Петр I использовал морское знамя и в качестве своего личного сухопутного штандарта.

Позже короткое время государственным флагом России было полотно из трех полос – черной, желтой и белой, в соответствии с гербовыми цветами – черный орел на золотом щите (с 1858 по 1883 годы). Такое решение было принято на основании мнения тогдашнего герольдмейстера, но такая расцветка вызвала в обществе неоднозначное мнение, флаг не был признан в обществе и по указу императора Александра III бело-сине-красный стал официальным государственным национальным флагом России. После 1917 года он был упразднен и заменен на красный флаг, который просуществовал до 21 августа 1991 года. С этого времени Россия вновь обрела свой национальный символ.

Флаг в жизни луховичан сегодня

«Очень важно, чтобы люди были патриотами, гордились своей страной, нашим российским флагом. Важно, чтобы людям не была безразлична родная земля, родина, ее государственные символы. Воспитание патриотизма должно начинаться с детства. Я предлагаю всем руководителям предприятий и организаций, просто жителям принять участие в общегосударственном празднике Дне Государственного флага, вывесить на зданиях, или личных балконах, частных домах символ государственности – наш флаг», – считает Виктор Майборода.

Достойными преемниками славных традиций сегодня являются воспитанники дединовского кадетского корпуса «Орел». Под знаменами военно-морского и российского триколора они учатся, постигают азы военных знаний, добиваются спортивных побед, готовят себя служению Родине. Здесь на родине первого российского военного корабля «Орел», российского флага и герба мальчишки и девчонки становятся настоящими патриотами, сыновьями и дочерями своего Отечества.

Ольга Иосипенко

Пояснения:
Киндяк – хлопчато-бумажная ткань,
Еловчик или яловчик – вымпел,
Шняк, струг – парусно-гребное судно.